эмоциональное здоровье, эмоциональный баланс

Секреты эмоционального здоровья

Как описать здоровье, эмоциональное здоровье человека? Для меня это состояние баланса, радости, хорошего самочувствия, желания творить и трудиться.

Из чего же складывается это, такое желанное и привлекательное, состояние?

Всё начинается с наших врождённых, генетических особенностей. Разные темпераменты - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики - проживают жизнь немного по своему, в своих тонах.

Происхождение темпераментов увлекает нас в древнюю Грецию. Гиппократ - всемирно известный врач, ввёл описание разных темпераментов и предположил, что отличаются они друг от друга потому, что в каждом типе преобладает определённая жидкая субстанция.  Медицина того времени предполагала, что  тело человека наполнено такими  жидкостями: кровь, слизь, желчь и чёрная желчь. Каждая из этих жидкостей связана с типом энергии, стихии - воздух, огонь, вода, земля.

И поэтому, по определению Гиппократа -

  Сангвиник —  sanguis (кровь) — это человек, в теле которого активна кровь, с присущей ей энергией воздуха.

  Флегматик —  phlegma (слизь) — человек, в теле которого активна слизь с её энергией воды, холодной сырости.

   Холерик —  chole (желчь) — человек с активным качеством желчи. Желчь - энергия огня, сухости.

  Меланхолик —  melaina chole (чёрная желчь) — человек с преобладанием чёрной желчи. Это качество энергии, стихии земли, сухой и холодной.

Такие взгляды на темперамент в наше время выглядят довольно упрощённо. Но сама классификация остаётся актуальной и позволяет признавать свои сильные и слабые стороны.  А происхождение терминов может быть интересным.

Если вы знакомы с системой Дизайном Человека, то в ней тоже эмоциональность определена разными врождёнными факторами, связана с биохимией тела, и у каждого человека имеет свои уникальные оттенки. Есть люди с определённой эмоциональностью, которые продуцируют эмоции, как электростанции. А у других неопределённый эмоциональный центр, который выступает, лишь как резонатор в ответ на эмоциональность окружающих.

Это лишь краткое описание нашей эмоциональной базы, которая встроена в наше тело, прописана в его ДНК.  Опираясь на этот фундамент, человек растёт, раскрывается, учится себя понимать. Если мы знаем наши врождённые особенности - это поможет нам не "ломиться в закрытые двери", не пытаться изменить то, что есть наша природа.

Следующий шаг - развитие того, что мы сейчас называем эмоциональным интеллектом - способность проявлять свои чувства, эмоции, дружить с ними, знать, принимать, но не застревать в них, особенно в низкочастотных (гнев, страх, боль). Этому мы учимся с рождения. Это направление психологии и педагогики сейчас раскрывает новые возможности растить здоровых и счастливых детей. При этом суть этого подхода не в сложных теориях и формулах идеального воспитания, а в том, чтобы опираться на чувство любви и сердечной, не критикующей привязанности к своим детям. Об этом написана прекрасная книга "Эмоциональный интеллект ребёнка" Д. Готтман, Д. Деклер.

Но для того, чтобы быть опорой для эмоций детей, необходимо вырастить свой внутренний "эмоциональный сад" - пространство понимания своих чувств, признания их ценности и того, что жизнь была бы мёртвой пустыней, если бы в ней не было эмоциональной составляющей.

Именно желание понимать свои чувства и приводит людей на сеансы специалистов, работающих через тело с эмоциональностью. И их личностный рост делает мощный скачок, когда проходит опыт Ребалансинга и Пульсаций.

Наука сейчас знает гораздо больше о характере наших психо-телесных состояний. Интереснейшие факты о том, что в разных эмоциональных состояниях наш мозг, наше тело излучает волны разной частоты.

Горе, глубокая печаль имеет вибрацию 1-2Гц

Страх, ужас - 0,2-2 Гц

Разочарование, фрустрация - 0,5-4Гц

Раздражение 1-4Гц

Гнев, ярость - 0,5-1,5 Гц

Высокомерие - 0,8 Гц

Жалость - 3Гц

Положительные эмоции -

Благодарность - 45Гц

Любовь как привязанность - 50Гц

Любовь ко всему живому - 150Гц

Любовь с желанием служения - 200Гц

Ещё одно замечательное качество эмоционального здоровья - способность контейнировать энергию чувств. Это способность выносить, выдерживать сильные чувства, не подавляя их. А трансформировать, отпускать, переводить в творчество, осознанное действие. Для контейнирования нужен навык, отсутствие застарелых заблокированных в теле и сознании переживаний. А также - физическая устойчивость, физическое здоровье. Если человек истощён, болен, в стрессе - его способность выдерживать чувства ослабевает - он может "сорваться" в гневе, плаче, в экзальтированном смехе.

Именно контейнирования не хватает детям в раннем детском возрасте - когда головной мозг, эмоциональные структуры ещё незрелы, а сила роста велика. И тогда проявляются детские истерики, с бурным плачем и неукротимой требовательностью. Просто у ребёнка ещё нет способности понять и удержать свою волну чувств.

Для взрослого же человека условием жизнелюбия будет способность поддерживать состояние внутренней гармонии. Знания и их использование - что мне помогает выходить из состояние дискомфорта, фрустрации - музыка, спорт, творчество, медитация, танцы, общение, забота о теле?

Эти знания мы можем приобрести тогда, когда возьмём ответственность - я сам отвечаю за своё состояние, не ищу причины в прошлом или окружающем.

И все эти знания и навыки произрастают, как цветы, из той земли, которую мы называем  принятие. Принятие своих чувств, своих качеств, данных нам, чтобы познавать себя и этот мир.