…Очень многие люди страдают от чувства вины и стыда, или от депрессии. Их эмоциональная жизнь запутана и полна конфликтов. В таком состоянии невозможен творческий подход к жизни. Фактически, подобная склонность к депрессии свидетельствует о внутреннем принятии собственного поражения.
... Чувство вины является формой самоосуждения. Любое чувство или эмоция могут стать источником чувства вины, если им приписано негативное моральное суждение. Однако в целом именно наши чувства удовольствия и наслаждения, сексуальные и эротические желания, а также враждебность оказываются в числе тех, которые окрашены подобными суждениями, происходящими непосредственно из родительских установок, и, в конечном итоге, из социальных устоев. Ребёнка вынуждают чувствовать вину за стремление к удовольствию, чтобы сделать из него производительного работника, его заставляют чувствовать вину всвязи со своей сексуальностью, чтобы подавить его животную натуру, И его заставляют чувствовать вину в случае появления враждебности, чтобы сделать его покорным и безропотным. В ходе подобного воспитания его творческий потенциал оказывается уничтожен.
…В процессе психотерапии большая часть усилий направляется на устранение чувства вины - с тем, чтобы восстановить целостность личности. Не что иное, как чувство вины вынуждает людей действовать деструктивно, препятствуя течению естественных процессов саморегуляции тела. В каждом послушном ребёнке живёт дух неповиновения и мятежа, который в любой момент готов прорваться наружу. У каждого сексуально сдержанного человека есть склонность к извращениям. А всем людям, испытывающим недостаток удовольствия, кажутся привлекательными эскапады, обещающие веселье.
…Чувство вины получает заряд от естественной эмоции. Если эмоция полностью выражена и содержащееся в ней возбуждение высвобождено, человек чувствует себя хорошо. Остаётся только чувство удовольствия и удовлетворения. Однако когда эмоция выражена лишь отчасти, то остаточное, не получившее разрядки возбуждение оставляет человека с чувством неудовлетворённости и нереализованности. Это неблагоприятное чувство может быть интерпретировано как вина, грех или безнравственность, в зависимости от моральной оценки. Попытка избежать таких определений, как вина или грех, ничего не меняет в скрывающемся за этим неприятном чувстве. Переживание полноценного удовлетворения и удовольствия не оставляет места вине.
…Поскольку чувство вины является формой самоосуждения, то оно может быть преодолено с помощью самопринятия. Будем исходить из того, что человек - это то, что он чувствует. Отрицать чувство или эмоцию - значит отвергать часть самого себя. А когда человек отвергает сам себя, возникает чувство вины.
…Изначально отторжение возникает со стороны родителей. "Ты плохой мальчик, раз не слушаешься своих родителей", - если повторять эти слова достаточно часто, то можно промыть ребёнку мозги И заставить поверить в то, что он плохой. Ребёнок не рождается плохим или хорошим, послушным или непослушным. Он, как любое живое существо, рождается с инстинктивным стремлением к получению удовольствия и избеганию боли. Если такое поведение оказывается неприемлемым для родителей, то неприемлем становится и сам ребёнок. Родитель, который убеждён, что любит своего ребёнка, но не может принять его животную натуру, может быть уличён в самообмане.
…Тогда как одни чувства считаются неприемлемыми с моральной точки зрения, другие - желательными. Эти чувства намерено культивируются, люди пытаются намеренно демонстрировать любовь, сострадание и терпимость, которых в действительности не испытывают. Такая псевдолюбовь позволяет человеку чувствовать себя добродетельным, но не приносит удовольствия. Для человека, считающего себя добродетельным, любовь связана не с ожиданием удовольствия, а с моральным долгом или обязательством. Такое поведение обусловлено стремлением скрыть противоположные чувства. Псевдосимпатия добродетельного человека скрывает его подавленную враждебность, видимость сострадания маскирует подавленный гнев, а ложная терпимость прикрывает его предубеждённость.
…Я нахожу, что многие люди стыдятся своих чувств. Даже в терапевтической ситуации они со смущением признают свои слабости, стыдятся плакать, испытывают неловкость говоря о собственном страхе и беспомощности. “Не будь таким плаксой”, - примерно так при помощи стыда ребёнка заставляют подавлять грусть и печаль. “Не будь таким трусом”, - так стыдят ребёнка, заставляя его подавлять страх. Чрезмерное стремление к успеху, столь характерное для нашей культуры, берёт свои корни в унижении, которому подвергаются дети, которые не отвечают родительскому идеалу.
Стыд, как и вина, служит барьером для самопринятия. Он делает нас робкими и неуверенными, лишая нас таким образом спонтанности, которая является квинтэссенцией удовольствия. Он настраивает эго против тела и, также как чувство вины, нарушает целостность личности. Человек, борющийся с чувством стыда, далёк от эмоционального здоровья.
В таком случае, означает ли это, что люди должны отказаться от культурных предписаний и правил поведения, чтобы освободиться от подобного бремени? Я так не считаю. Цивилизация требует цивилизованного поведения, необходимого для её нормального функционирования. Я, к примеру, не готов отказаться от нашей культуры, хотя и убеждён, что в ней следует немало изменить. Мы должны отказаться от использования чувства стыда в наших воспитательных методах. Родители и учителя обращаются к чувству стыда потому, что не доверяют естественным импульсам ребёнка. По их мнению, если на ребёнка не надавить, он будет сопротивляться обучению правилам цивилизованного поведения. Они не учитывают того, что человеческое существо хочет быть принятым в сообщество, нуждается в этом и приложит все силы, чтобы овладеть приемлемыми формами поведения. Тогда процессу воспитания будет сопутствовать удовольствие, а не горечь стыда.
Воспитание ребёнка через удовольствие, а не с помощью стыда, представляет творческий подход к проблеме его приобщения к культуре. Такой подход не прибегает ни к наградам, ни к наказаниям. Если модель поведения, принятая в семье, способствует удовольствию, то ребёнок будет усваивать эту модель спонтанно. Он естественным образом будет подражать своим родителям, если увидит, что их поступки делают жизнь приятнее. И он будет обучаться установленным формам общения, если обнаружит, что они облегчают взаимоотношения..."
А. Лоуэн Удовольствие – творческий подход к жизни